Пластиковые карты и методы их персонализации. Часть 1
Пластиковые карты давно и прочно обосновались в нашей повседневной жизни. Удобные в использовании, долговечные и многообразные по своим функциональным возможностям, они проникают в самые разные области деятельности и сфера их применения постоянно расширяется. Такие понятия, как кредитные, дисконтные, карты экспресс-оплаты услуг мобильной связи, Интернета и др. пополнили наш лексикон.
В то же время другие типы карт также основательно и мощно отвоевали себе значительную часть рынка безопасности. Речь идет о пластиковых удостоверениях личности, используемых в качестве надежных и долговечных служебных пропусков, а также электронных идентификационных картах различных технологий (Proximity, Smart, Magnetic stripe и пр.) для систем контроля и управления доступом (СКУД). И первые, и вторые требуют персонализации, причем для карт СКУД иногда нужна не только печать, но и электронная персонализация - запись в карту служебной информации (биометрические данные, коды доступа и пр.).
Для персонализации большинства карт СКУД (а также некоторых карт из других областей применения) используют специализированное оборудование - принтеры карт, о которых мы подробнее расскажем во второй части статьи. В данной части мы остановимся на различных типах карт, областях их применения и методах персонализации.
Пластиковые карты
Для изготовления пластиковых карт чаще всего используются следующие материалы:
-
PVC (поливинилхлорид - polyvinyl chloride),
-
ABS (акрилонитрилбутадиенстирол - acrylonitrile butadiene styrene),
-
PET (полиэтилентерефталат - polyethylene terephtalate), и пр.
Выбор материала для конкретной карты напрямую зависит от тех задач, которые будут решаться с ее помощью, а также от условий эксплуатации, срока службы и способа персонализации.
Попробуем сгруппировать пластиковые карты по типам, с учетом назначения, функционала и технических параметров.
Электронные карты, используемые в системах безопасности (СКУД)
-
Магнитные карты (HiCo - высококоэрцитивные)
-
Бесконтактные Proximity карты
-
Бесконтактные Smart карты
-
Карты Wiegand
Фактически такие карты являются носимыми электронными идентификаторами. Для их применения требуются специализированные считыватели СКУД, одновременно они могут выполнять функцию практичных и долговечных пропусков. На карты может наносится фотография владельца, его фамилия, имя и отчество, должность, отдел или любая другая служебная информация, позволяющая службе безопасности правильно идентифицировать владельца.
Собственно говоря, появлению электронных идентификаторов в форм-факторе "карта" мы обязаны именно совмещению двух этих функций - электронного идентификатора и пропуска.
Роль идентификатора обычно выполняют:
-
имплантированный в карту чип (Proximity- или Smart-карты);
-
магнитная полоса с записанной на нее информацией (карты magnetic stripe),
-
имплантированные в карту ферромагнитные проволочки (карты Wiegand).
Карты, используемые для вовлечения потребителей в долгосрочные программы лояльности, информационные и рекламные карты
-
Дисконтные карты
-
Клубные карты
-
Страховые карты
-
Рекламные карты
Дисконтные карты, которые покупатель иногда получает после покупки, призваны обеспечить долговременную лояльность потребителя данному продавцу. Вместе с такой картой, клиент получает доступ к системе бонусов, скидок, внутренних лотерей и пр.
Другой яркий пример - клубные карты. Это одна из важных составляющих имиджа любого серьезного клуба, будь то модный фитнес центр, солидный ресторан, закрытый клуб и пр. Эти карты не столько выполняют функцию идентификации самого ее владельца, сколько подчеркивают его статус и принадлежность к определенной социальной группе. Для этих карт особенно важен дизайн, который обязан отражать стиль выдавшей ее организации - солидный и респектабельный, или авангардный и провокационный и пр. При персонализации таких карт часто используют голограммы, эмбоссирование, тиснение фольгой, типпирование, печать фотографии и данных владельца. Клубные карты иногда имеют магнитную полосу, но она очень редко используется для СКУД, а предназначена для занесения информации о владельце, также эта полоса может содержать данные о его полномочиях на пользование различными сервисами компании, выдавшей карту.
Страховые карты обычно являются дополнением к страховому договору и несут сразу несколько функций - имиджевую (подчеркивают серьезность и солидность страховой компании) и информационную (клиент всегда будет иметь с собой необходимый минимум данных о своем страховом полисе).
Что касается рекламных карт, то их скорее можно отнести к области косвенной рекламы, и обычно они являются дополнением к каким-то маркетинговым акциям.
Карты как финансовый инструмент
К этой категории относятся:
-
кредитные карты;
-
дебетовые карты;
-
заправочные карты;
-
скретч-карты;
-
транспортные карты.
Классификация данных типов пластиковых карт может осуществляться в зависимости от статуса организаций, осуществляющих выпуск их в обращение (эмиссию). При классификации карт по эмитенту (выпустившей их организации) следует разделять банковские и небанковские пластиковые карты.
Эмитентами банковских карт, могут выступать только кредитные организации - банки. К данным картам относятся кредитные и дебетовые карты. Главное их отличие - в технологии совершения операций.
Кредитные карты подразумевают наличие у владельца открытой кредитной линии в банке, что дает ему возможность пользоваться данным кредитом. Дебетовые карты предназначены для получения наличных или покупки товаров, в процессе чего деньги списываются со счета владельца карточки в банке. Если счет пуст, покупка не состоится - в этом главное отличие такой карты от кредитной. Если рассматривать технические особенности, то эти карты могут быть как магнитными (иметь магнитную полосу), так и содержать встроенный Smart-чип. Первые работают в режиме on-line - разрешение на платеж дает компьютер банка или процессинговый центр; вторые могут работать в off-line.
Эмитентами небанковских пластиковых карт выступают, как правило, предприятия торговли или сферы услуг. Держатели небанковских карт могут использовать их для приобретения товаров (работ, услуг) в замкнутых сетях, контролируемых их эмитентом. Такие карты еще называются "предоплаченными" или "авансовыми". К ним можно отнести знакомые многим "скретч-карты" (Scratch) экспресс оплаты мобильной связи и Интернета. К небанковским картам также относятся "заправочные карты", предназначенные для расчетов на бензозаправках и позволяющие упростить и автоматизировать учет расходов предприятия на топливо по каждому водителю. В качестве примера "транспортных карт" можно привести карты, используемые для оплаты проезда в метро, которые также относятся к "предоплаченным картам".
Персонализация карт
Персонализация -- самый важный этап в изготовлении пластиковых карт.
Прежде всего, можно выделить два типа персонализации: неэлектронную и электронную.
Неэлектронная персонализация
К первому типу относятся:
-
печать переменной графической и текстовой информации (фотографии, номера, персональных данных, штрих-код и пр.);
-
эмбоссирование с типпингом (окраской рельефа);
-
нанесение стираемой Scratch панели;
-
горячее тиснение фольгой;
-
имплантирование электронных чипов;
-
GSM вырубка (изготовление SIM- карт);
-
нанесение магнитной полосы;
-
лазерная гравировка;
Если говорить о картах, используемых в СКУД, то имплантирование электронных чипов и нанесение магнитной ленты делается обычно индустриальным способом на крупных заводах и для дальнейшей персонализации карты поставляются уже в виде полуфабриката с магнитной полосой и/или чипом.
Эмбоссирование представляет собой выдавливание на карте некоторой переменной информации (данные о владельце карты, номер карты и т.п.), с чипованными картами (Proximity, Smart) не используется, поскольку может механически повредить встроенный чип или антенну. В то же время для платежных магнитных карт эмбоссирование является распространенной процедурой, как и "типпинг" - окрашивание рельефа выдавленных символов в заданный цвет (золото, серебро, черный; возможны другие цвета). Scratch панели (со стираемым покрытием) используются исключительно в небанковских "авансовых" картах и не применяются в картах СКУД.
Печать штрихового кода - данный способ персонализации позволяет реализовывать карты предоплаченных услуг связи в торговых сетях, оснащенных сканерами штриховых кодов, а в том случае, если речь идет о дисконтной системе, то с наименьшими затратами интегрировать карту в имеющуюся инфраструктуру торгового предприятия, в том случае если речь идет о дисконтной системе. Для карт СКУД данный тип персонализации давно не используется, поскольку штриховой код слишком просто подделать.
Графическая персонализация - это возможность дополнять каждый экземпляр тиража пластиковых карт оригинальным и уникальным текстом и/или изображением. Печать переменных данных позволяет обеспечить каждую пластиковую карту неповторимым изображением или текстовой информацией таким образом, чтобы каждая копия могла отличаться от других любой своей частью - текстовой и графической. Можно выделить три этапа работ, связанных с графической персонализацией.
Первый этап - разработка фиксированного изображения (графического макета карты), которое печатается на каждом экземпляре тиража. Строго говоря, печать постоянной графической и текстовой информации не является персонализацией, поскольку вся партия карт имеет одинаковое изображение, но статичная часть макета может рассматриваться как неотъемлемая часть динамического (изменяемого текста и изображения). В некотором смысле, тут можно говорить о неповторимости не отдельной карты, а всего тиража карт (от другого тиража).
Второй этап - разработка непосредственно переменного изображения, которое используется один раз (например, имя человека, его фотография, адрес и т.д.). В итоге каждый экземпляр такого тиража становится уникальным и генерируется с учетом созданной базы данных. Процесс подготовки статической и динамической части изображения конкретной карты называют разработкой макета карты, и для этого используется специализированное программное обеспечение.
Третий этап - непосредственно сама печать, для которой часто применяются принтеры, предназначенные для печати на пластиковых картах.
Электронная персонализация
К электронной персонализации относится:
-
кодирование магнитной полосы (HiCo, LoCo);
-
запись чипов.
Кодирование магнитной полосы выполняется на специальном устройстве (энкодере), которое позволяет записать на нее информацию, необходимую для последующей работы. Подобные карты широко используются в платежных и дисконтных системах и очень редко -- в системах доступа.
Необходимо отметить, что за рубежом магнитные карты применяются в СКУД значительно шире в силу того, что внедрение данных систем на западе началось намного раньше, чем в России.
Кодирование Smart-чипов также осуществляется специализированными энкодерами, которые, как и энкодеры магнитных карт, могут быть встроены в некоторые модели принтеров карт.
В следующем номере журнала мы намерены рассмотреть различные технологии печати на пластиковых картах и подробнее остановиться на сублимационной и ретрансферной технологиях, а также рассказать о методах защиты карт, ключевых критериях выбора принтеров карт и программном обеспечении.
Автор выражает признательность компании ID-Cards за помощь в подготовке данного материала.