Отвори потихоньку... ворота.
Если Вы убежденный сторонник городского образа жизни, а собственный загородный дом считаете явным излишеством, можете смело пропустить данную статью – она не для Вас. Если же Вы являетесь счастливым обладателем коттеджа, дачи или даже просто садового участка и высоко цените комфорт, надеюсь что данная статья позволит Вам сделать свое любимое "гнездо" еще более удобным.
Представим себе две ситуации с одинаковым началом, но разным финалом:
Вариант первый. Владелец коттеджа после напряженного трудового дня возвращается домой. В предвкушении всех благ, которые сулит уютный вечер у домашнего камина, он все сильнее жмет на педаль газа и, на въезде в поселок, … упирается в футуристическое сооружение из ржавых труб с противовесом в виде привязанного проволокой бетонного блока по какой-то непонятной ошибке именуемое шлагбаумом. Рожденное в воспаленном мозгу какого-то непризнанного "маньяка от инженерии" и сваренное за "поллитра" дядей Васей оно незыблемо покоится на двух ржавых рельсах поперек дороги (чем то напоминая мрачную необъятную вахтершу с огромной кобурой на боку). В лучшем случае указанное допотопное устройство, возрастом восходящее к юрскому периоду и размерами не уступающее его обитателям, имеет привод в виде того же пьяного сторожа Васи, собирающего на утренний опохмел. В худшем – из теплого салона машины водитель вынужден вылезать под мелкий осенний дождичек в промозглый осенний вечер и "жизнерадостно" чавкая ботинками по мокрой глине самому поднимать это "чудо техники", возвращаться в машину и потом еще раз повторять данный цикл после проезда. Роль преграды также могут выполнять обычные одностворчатые или двухстворчатые ворота с "ручным" приводом. Учитывая, что указанные процедуры возможно придется повторить открывая ворота на свой участок и в гараж итог один – испорченное настроение, мокрые ботинки и брюки, грязь в машине, насморк и прочие неприятности.
Но существует и второй вариант. Владелец подъезжает к территории коттеджного поселка и еще не подъехав к шлагбауму (или воротам) нажимает на одну из кнопок радиобрелока вставленного в специальный кармашек на панели приборов. Шлагбаум услужливо поднимает стрелу (или массивные стальные ворота предупредительно откатываются в сторону). Практически не снижая скорости он проезжает дальше не заботясь закрыть за собой. Подкатывая к своему участку владелец нажимает вторую кнопку и красивые чугунные ворота без видимых причин распахиваются пропуская машину к коттеджу. Нажав третью кнопку на брелоке владелец заставляет гаражные ворота пропустить машину внутрь и спокойно выходит из машины в теплое, сухое и светлое помещение. И не надо ничего за собой закрывать – все само закроется и запрется. Остается только одеть любимый халат и добраться до камина с рюмочкой ароматного коньяка.
Не правда ли – приятная перспектива? А на деле все просто: шлагбаум и ворота открываются электроприводами, управляемыми "умной" электроникой.
Вот и давайте рассмотрим более подробно, что же есть на рынке систем управления автотранспортом и гаражной автоматики.
Шлагбаумы
Говоря о шлагбаумах, прежде всего в нашем случае надо иметь в виду автоматические дорожные шлагбаумы с электроприводом. На отечественном рынке имеется целая гамма устройств данного класса для разнообразного применения.
Для Российских условий лучше использовать шлагбаумы с электромеханическим приводом, что обеспечивает повышенную устойчивость к отрицательным температурам (в сравнении с электрогидравлическими аналогами).
На отечественном рынке наиболее известны cледующие компании, производящие шлагбаумы: NICE, САМЕ, ISEO, FAAC, NOVOTECNICA, MAGNETIC и другие.
Въездные ворота
Более серьезной преградой на въезде являются ворота. Их применение оправдано как правило там, где машины проезжают не слишком часто (территория самого коттеджа, гараж) или где необходима преграда серьезнее шлагбаума. Для того, чтобы управлять воротами на них ставят электроприводы. Современные приводы ворот можно устанавливать на самые разные ворота, их подразделяют на несколько категорий:
По назначению:
-
частного применения
-
промышленного применения (высокая нагрузка)
По способу открывания ворот и их типу
-
привода для сдвижных ворот
-
привода для распашных ворот
-
привода гаражных ворот (подъемно-поворотные и секционные)
По способу установки
-
наружной установки
-
скрытой установки
По механизму привода
-
электромеханический привод (электромеханический редуктор)
-
электрогидравлический привод
Здесь надо подчеркнуть, что в принципе можно установить привод даже на древние чугунные ворота (привода скрытой установки), не нарушая их естественного облика и дизайна.
Приводы распашных ворот
Приводы распашных ворот большинства компании можно разделить на два основных типа: скрытой и наружной установки. Для наружной установки используются "линейные" или "рычажные" приводы.
Линейные приводы являются наиболее распространенным типом. Они могут быть электромеханическими – электромотор с механической червячной передачей или электрогидравлическими – электромотор с гидроцилиндром. Благодаря наличию в номенклатуре большинства фирм разных модификаций приводов, можно подобрать их в соответствии с: весом ворот, их длинной, скоростью работы и интенсивностью нагрузки.
Рычажные приводы имеют компановочную схему, аналогичную электромеханическим доводчикам. За счет этого существенно уменьшаются габариты привода и появляется возможность установки его его на ворота со сложной архитектурой (наличие опорных колонн, складные ворота и пр.) или на небольшие калитки.
Кроме того, существуют также специальные приводы для распашных ворот скрытого монтажа. Скрытый крепеж “в пол” позволяет использовать их для автоматизации художественных (кованых) и старинных распашных ворот без ущерба для их внешнего вида и общего дизайна.
Приводы сдвижных ворот
Этот тип приводов чаще всего используют на промышленных объектах или крупных коттеджных поселках, где нужна безопасность более существенная, чем у распашных ворот. Они представляют собой электромотор с шестерней, передающей усилие на ворота через зубчатую рейку (закрепленную на них). Сами ворота могут консольно вывешиваться или опираются на направляющие рельсы (нижний или верхний). Получается маленький "электровозик" в виде мощной и жесткой конструкции. Их основные достоинства в высокой степени защиты и безопасности за счет минимизации функционального пространства (движение створки происходит вдоль ограды). В отличие от распашных ворот нет необходимости отдавать кусок участка под какую-то механическую железяку. В номенклатуре большинства компаний существуют привода сдвижных ворот для частного и промышленного применения до 600 и до 2500кг. Кстати, в описанном примере номер два (помните, в начале статьи) на въезде в коттеджный поселок мы "поставили" именно такие ворота.
Приводы гаражных ворот
В коттеджном строительстве, как правило, применяют два типа гаражных ворот:
Подъемно-поворотные (односекционные) - представляющие собой единую жесткую секцию, приводимую в движение электромотором с использованием системы рычагов и/или противовесов. Как правило, секция поворачивается параллельно земле и сдвигается вверх под потолок гаража.
Многосекционные - представляют собой несколько секций, связанных между собой шарнирными соединениями и сдвигающихся по направляющим под потолок или на боковую стену гаража.
И тот, и другой вариант имеет свои преимущества и недостатки. Если односекционные ворота можно сделать достаточно массивными без подвижных соединений в самом полотне ворот а, следовательно, более устойчивыми к взлому, то многосекционные ворота представляются предпочтительными с точки зрения эргономики, занимают меньше места и выглядят более эстетично и современно. Самое главное их преимущество в том, что они открываются вертикально вверх, что является оптимальным вариантом для небольших гаражей. Многосекционные ворота гарантируют наличие свободного пространства перед въездом в гараж, а следовательно, и безопасность въезда и выезда.
Из чего они сделаны? При желании можно установить стальные, алюминиевые, деревянные секционные ворота, стальные пластинчатые ворота со слоем утеплителя, гофрированные, с обработкой «под дерево», отштампованные. Заказчик может купить только привод гаражных ворот (фирмы NICE, CAME, ISEO, NOVOTECNICA и др.), а сами ворота изготовить по специальному заказу (с учетом требований приводов и их мощностей). Желающие получить все сразу могут заказать комплекс в целом - к примеру, привод и ворота фирмы ХЁРМАНН. В любом случае современный рынок предоставляет богатые возможности для выбора.
Подъемные цепи или подъемные барьеры
В тех местах, где необходима достаточно серьезная преграда на въезде/ выезде, но нет возможности установить ворота, можно применить автоматические подъемные цепи или подъемные барьеры.
Автоматические подъемные цепи представляют собой две мощных тумбы с электромотором и натягивающейся между ними цепью.
В сложенном состоянии цепь опускается в специальный желоб между тумбами, что позволяет проехать автомобилю. Цепь состоит из двух частей, соединенных мощным замком, что позволяет убрать ее в случае аварии или отключения питания. Наиболее известно в России цепи компании CAME.
Еще один вариант - автоматические противоштурмовые барьеры. Они представляют собой складывающиеся «в пол» электрогидравлические подъемные секции высотой от 35 см до 65 см разной ширины.
Как всем этим … управлять?
Для этого существует "умная" электроника. Посмотрим, какой выбор управляющих "заклинаний" есть у хозяина.
Способы управления:
-
дистанционное управление по радиоканалу (радиобрелок с фиксированным или "плавающим" кодом);
-
дистанционное управление с выносной или переносной (для NICE) клавиатуры;
-
управление c выносного ключевого устройства или простой кнопки;
-
управлений внешней Систем Управления Доступом (СУД) - радиочастотные PROX-метки, PROX-карты, инфракрасные брелоки, магнитные карты, электронные ключи и другие.
Управление по радиоканалу
Этот способ является одним из самых распространенных. Для него требуется установка рядом с исполнительным устройством (шлагбаум, привод ворот, подъемные цепи и др.), радио-приемника, подключенного к логическому блоку и наличие у хозяина передатчика (брелока), позволяющего посылать сигнал на расстоянии. Как правило, эти устройства имеют кварцевую стабилизацию частоты, обладают цифровой системой кодирования и звуковым сигналом начала передачи. Следует отметить возможность выбора между брелоками с фиксированным кодом и с динамическим "плавающим". Второй вариант обычно дороже, поскольку затрудняет подбор кода злоумышленником.
Существуют многоканальные брелоки, позволяющие управлять сразу несколькими устройствами нажимая последовательно на разные кнопки (как у нашего счастливого водителя, который сначала открыл шлагбаум, потом ворота на участок, а затем и гараж).
Достоинства:
- Большая дальность
- Относительная дешевизна
- Простота управления
- Не надо выходить из автомобиля
Недостатки:
- Низкая защита от интеллектуального взлома у брелоков с фиксированным кодом (сигнал можно поймать и записать).
Управление с клавиатуры
Перед заграждением устанавливается специальная кодонаборная клавиатура со встроенным ключевым устройством или без него. Для открывания прохода надо либо набрать код, либо повернуть ключ.
Достоинства:
- Невысокая цена
- Возможность использовать код или ключ на выбор
Недостатки:
- Надо выходить из машины
- Невысокая степень защищенности
Примечание: У компании NICE в номенклатуре выпускаемого оборудования есть дистанционная радиочастотная клавиатура не требующая подключения по кабелю (можно даже установить ее в машине).
Управление с помощью бесконтактных карт
Данное оборудование используется в Системах Управления Доступом и является одним из самых современных (и сложных). Его использование подразумевает наличие в коттеджном поселке мощной компьютеризированной службы охраны – внимательно отслеживающей окружающую обстановку. Наиболее известные фирмы-производители данной техники - MOTOROLA Corp. (США), HID Corp. (США), Tag. Master AB (Швеция) и пр. Сам процесс может выглядеть приблизительно следующим образом:
Владелец медленно подъезжает к воротам и опустив стекло машины подносит электронную пластиковыю карточку к маленькой коробочке на выносном пилоне (около ворот). Система его опознает и открывает ворота. При этом на компьютерном мониторе охраны появляется соответствующий сигнал и охранник (не вставая с места) сравнивает реальное изображение владельца, передаваемое с внешней видеокамеры и фото из базы данных. Ну-ка, посмотрим хозяин это или какой-то проходимец завладевший карточкой. При потере карточки она может просто удаляться из памяти системы. На тот же пост охраны стекаются сигналы от охранной и пожарной сигнализации, а также системы видеонаблюдения. Получается единая мощная система безопасности всего коттеджного поселка и каждого дома в отдельности. К сожалению данные системы (как и профессиональную охрану) могут себе позволить немногие.
Достоинства:
- Высокая степень секретности, возможность аннулирования утерянной карты
- Индивидуальный номер у каждой карты, регистрирующийся электроникой
- Не надо выходить из машины
Недостатки:
- высокая цена
Обеспечение безопасности
В контексте проблем управления следует наверное упомянуть о тех электронных (и не очень) "ангелах хранителях", которые не позволяют всему этому железу причинить нам вред.
Фотоэлементы безопасности предназначены для предупреждения аварийных ситуаций при попадании в область действия шлагбаума или привода машин и людей. Они могут устанавливаться как в монолитных конструкциях ограждения, так и на выносных стойках. Зона действия фотоэлементом может быть значительной – до 30м.
Защита по току обеспечивает отключение устройства при вхождении в контакт с препятствием и служит вторым рубежом защиты, который срабатывает в случае отказа первого. Она реализуется в управляющих электронных блоках обычно устанавливаемых в наиболее близких от ворот помещениях. Это также активное средство безопасности.
Замедление скорости движения в конечной фазе применяют некоторые производители для повышения уровня безопасности. Например, шлагбаумы компаний NICE, CAME и MARANTEC при опускании стрелы на последнем этапе резко замедляются, что обеспечивает дополнительную страховку.
Проблесковые лампы предупреждающие о движении устройства. Обычно они оранжевого цвета и иногда компонуются совместно с антеной приемника радиосигнала. Крепятся они обычно рядом с воротами или другим управляемым устройством.
Катафоты - еще одно визуальное средство безопасности. Они представляют собой специальные светоотражающие накладки на стрелу шлагбаума.
Контурные лампы обычно применяются в шлагбаумах (внутри стрелы) и включаются в момент ее движения, что обеспечивает дополнительный визуальный контроль движущегося эле-мента в темное время суток.
Амортизирующие накладки применяются как с воротами, где они несут сразу две функции – уплотнителя и демпфера и со шлагбаумами, где они выступают в роли "последнего аргумента", когда отказали все остальные системы.
Итак, выбор за Вами. Но самое главное - у Вас есть реальная возможность сделать свою жизнь немного комфортнее.