Автоматизация автомобильных парковок.
Парк машин в последние годы существенно возрос, и чрезвычайно актуальными стали вопросы учета автомобилей на парковках, контроля денежных средств, предоставляемых в качестве оплаты за парковку и автоматизации управления
исполнительными устройствами на въезде и выезде.
Для решения данных задач компанией ААМ Системз разработана автоматизированная парковочная система на основе программно-аппаратного комплекса sPARK, который обеспечивает эффективное управление всем парковочным комплексом - от исполнительных устройств въезда/выезда до кассового аппарата и принтера разовых билетов. При этом монотонные рутинные операции возложены на электронику, а за оператором оставлена функция общего контроля и управления в нештатных ситуациях.
Основные функции sPARK
-
управление исполнительными устройствами контроля въезда/выезда автомашин;
-
регистрация и ведение автоматического учета клиентов;
-
автоматизация процесса оплаты стоянки по разовым билетам и картам постоянных посетителей;
-
ведение учета времени нахождения автомашины на стоянке и денежный расчет по каждому клиенту;
-
возможность для каждого клиента иметь несколько счетов, карт, машин;
-
осуществление гибкой тарификации;
-
защита от злоупотреблений со стороны пользователей и персонала;
-
формирование базы контроля и учета мест стоянки, движения транспортных средств, действий оператора;
-
контроль повторного въезд автомобиля;
-
задание интервала времени неоплачиваемого въезда/выезда;
-
введение штрафных санкции за утерю билетов и управление выездом машин нарушителей;
-
ведение протокола всех операций с кассовым аппаратом;
-
управление системой как с одного, так и с нескольких компьютеров с произвольным распределением функций между ними;
-
легкое наращивание системы при увеличении точек контроля
Рассмотрим несколько возможных алгоритмов функционирования системы с точки зрения водителя и оператора поста контроля автоматизированной парковки.
Въезд по разовому чеку со штрих-кодом
Водитель подъезжает к пункту контроля автопарковки и нажимает кнопку запроса на въезд, расположенную на выносной стойке-пилоне. При этом система проверяет по БД количество свободных мест на автопарковке, в случае их отсутствия система автоматически выводит оператору соответствующее предупреждение. Если свободные места есть, на экране АРМ оператора появляется форма для заполнения на разового посетителя (номер машины, время въезда, тариф для разового посетителя). При этом предусмотрена возможность опционального задания обязательных для заполнения полей формы. Заполнив форму, оператор загружает информацию в БД, при этом печатается чек со штрих кодом, в котором указывается время заезда пользователя на автопарковку и тариф, и посылает сигнал на открытие шлагбаума. Машина въезжает на территорию стоянки, пересекая индукционную петлю, закатанную в асфальт и система выдает сообщение на экран АРМ оператора о подтверждении проезда машины и актуализации в БД информации о посетителе..
Если водитель передумал заезжать на стоянку и машина не проезжает над индукционной петлей, то система выдает тревожное сообщение на экран АРМ оператора об удалении из БД информации о посетителе. Чек становится недействительным.
Въезд по абонементной карте
В том случае, когда водитель является постоянным клиентом парковки, он может воспользоваться абонементной картой, которая представляет собой дистанционную радиочастотную PROXIMITY карту. У пункта контроля автопарковки водитель, не выходя из машины, считывает абонементную карту на въездном PROX-считывателе с большой дистанцией чтения, например PROX-считывателе MaxiProx компании HID. Далее система проверяет по БД тип карты. Если это спецкарта сотрудника автостоянки, VIP-клиента (проезд возможен всегда), то система или оператор подает сигнал на открытие шлагбаума и машина въезжает на территорию стоянки. Если это простая абонементная карта, то система проверяет карту на действительность. Если карта просрочена, то система выдает соответствующее сообщение на мониторе АРМ оператора и проезд на стоянку невозможен. Если карта действительна, то система проверяет наличие свободных мест на стоянке и выводит на АРМ оператора окно с данными хозяина карты с просьбой о подтверждении данных (номер машины, время въезда, тариф для данного клиента). Сверив эти данные и уточнив их в случае необходимости, оператор загружает в базу данных, при этом система открывает въездной шлагбаум. Факт въезда машины на стоянку контролируется индукционной петлей.
В системе предполагается использование трех типов абонементных карт:
-
карта за фиксированную плату, действующая определенный интервал времени (неделя, месяц, год.);
-
карта на определенную сумму денег, которая будет сниматься с нее в зависимости от частоты пользования услугами автостоянки и текущим тарифом (например - ночью дешевле).
-
служебная - по которой можно посещать стоянку в любое время без ограничений
Важнейшим элементом любой автоматизированной парковочной системы является жесткий контроль за выезжающими автомобилями. Рассмотрим более подробно функционирование парковочной системы sPARK.
Выезд по чеку
Если водитель заехал на стоянку по разовому чеку, то на выезде он предъявляет его оператору, который считывает с него данные на ручном сканере штрих-кода. На экране АРМ оператора появляется форма с данными на разового посетителя (номер машины, время въезда, тариф для разового посетителя, сумма к оплате). Оператор визуально сличает номер машины посетителя с номером, выданным из БД посетителей. Если данные не совпадают, оператор посылает в БД сообщение о тревоге, при этом блокируется управление шлагбаумом из программы (как на въезд, так и на выезд), и выдается сигнал на какое-либо внешнее устройство оповещения. Дальнейшее восстановление нормального функционирования системы возможно лишь путем введения кода разблокировки системы, который хранится у дежурного по смене. Если данные совпадают, оператор посылает соответствующее подтверждение в БД, на информационном табло для разовых посетителей появляется сумма к оплате. Принимая деньги на оплату, оператор выдает посетителю кассовый чек и вводит информацию об оплате в БД системы. При этом посылается сигнал на открытие шлагбаума.
Выезд по карте
Алгоритм выезда по PROX-карте для постоянных клиентов намного проще. Водитель считывает бесконтактную Prox-карту на выездном считывателе и, получив подтверждение своих полномочий на выезд со стороны оператора, выезжает с парковки. При этом оператор проводит сличение номера машины и данных на нее с информацией из БД клиентов. Если данные не совпадают, оператор посылает в БД сообщение о тревоге, при этом блокируется управление шлагбаумом из программы (как на въезд, так и на выезд), и выдается сигнал на какое-либо внешнее устройство оповещения. Восстановить дальнейшее функционирование системы возможно только путем ввода кода разблокировки.
Оператор также контролирует денежный остаток на карте посетителя. Если остаток денег недостаточен для оплаты услуг по пользованию стоянкой - посетитель доплачивает разницу в сумме наличными и может положить дополнительную сумму на карту. Оператор принимает деньги на оплату, выдает посетителю кассовый чек и вводит информацию об оплате в БД системы. При этом система посылает сигнал на открытие шлагбаума. Если денег на карте достаточно, то часть из них списывается с карты в счет оплаты за стоянку и информация об этом регистрируется в БД
Абонементные карты
Разовый посетитель стоянки может оплатить стоимость абонементной карты после въезда на стоянку по чеку, при этом оплата за стоянку осуществляется по льготному - абонементному тарифу. При этом оператор инициализирует карту, прочитав ее на считывателе, который подключен к компьютеру. Он устанавливает для карты все необходимые параметры (тариф, время действия и пр.) и вводит в БД информацию о машине и клиенте. Прочитав разовый чек посетителя, оператор выдает клиенту карту с кассовым чеком на оплату.
Клиент также имеет возможность заблаговременно приобрести абонементную карту.
Где нужны автоматизированные парковки
Прежде всего применение автоматизированной парковки sPARK целесообразно на крупных коммерческих паркингах, многоярусных гаражных стоянках, служебных парковках - где клиент платит за стоянку и в других местах, где осуществляется контроль автотранспорта и необходима оплата парковочного места. Данная система не только облегчает работу по учету и контролю автотранспорта на парковке, но и исключает финансовые манипуляции со стороны недобросовестного персонала. Ведется постоянных контроль и регистрация всех действий операторов, что позволяет четко определить ответственного за каждое действие и способствует повышению трудовой дисциплины сотрудников парковки.