Масштабное решение: контроль доступа в крупной международной компании
Каковы основные задачи системы контроля и управлениям доступом (СКУД)? Уже из названия понятно – управлять доступом на объект, пропуская только тех, кому это разрешено.
Однако, в зависимости от типа организации, ее масштаба и рода деятельности, в большинстве современных СКУД появляется целый ряд дополнительных требований. В этой публикации мы рассмотрим специфику системы, установленной в офисе одной из крупнейших международных аудиторских компаний.
Обеспечить моментальную реакцию на важное сообщение о тревоге, не дать злоумышленнику скрыться с похищенным, предоставить уборщицам в нужное время свободный доступ в помещения – это и многое другое стало возможным благодаря комплексному решению от ААМ Системз.
Компания из «Большой четверки» аудиторов: какой должна быть её система доступа?
В роли заказчика выступила организация, входящая в «Большую четверку» крупнейших в мире компаний, оказывающих аудиторские и консалтинговые услуги. В Москве она занимает одно из многоэтажных зданий бизнес-центра «Белая площадь».
Какие ограничения и требования накладывает на систему доступа специфика такого объекта?
Основное требование заключалась в том, что система должна была обладать значительной мощностью и производительностью. В офисе организовано более 250 контролируемых точек доступа, через которые ежедневно проходят тысячи сотрудников и посетителей, и недостаточно быстрый отклик системы привел бы к образованию заторов и недовольству пользователей.
Изучив рынок, заказчик остановился на комплексном решении от компании ААМ Системз. В основе решения лежат сверхнадежные контроллеры APOLLO (США) под управлением российского программного комплекса LyriX, разработанного для крупных, филиальных объектов, а также объектов с особыми требованиями к уровню безопасности.
Проект системы – только вершина айсберга
При проектировании, в 2008 году, система доступа данного объекта задумывалась как стандартная СКУД, с базовыми функциями. Основными требованиями, как было сказано выше, были производительность и надежность системы.
Но всё оказалось несколько сложнее. Уже после внедрения – на этапе эксплуатации системы – возникали новые задачи. Специфика объекта требовала включения новых, нестандартных функций и алгоритмов. Система выполняла все задачи, поставленные при проектировании, но этого оказалось недостаточно.
Надо заметить, что эта ситуация – скорее правило, чем исключение. На этапе проектирования заказчик зачастую не может предсказать, какие функции, помимо базовых, понадобятся для эффективной работы операторов, какие сценарии необходимо автоматизировать. И если система статична, заказчик оказывается в печальном положении: оборудование и программное обеспечение уже приобретено, а поставленная задача не решена.
К счастью, систему на базе программного комплекса LyriX никак нельзя назвать статичной. Строго говоря, LyriX является даже не программным комплексом, а интеграционной платформой, на базе которой заказчик может собирать собственное уникальное решение, добавляя, подобно кубикам конструктора, новые функциональные модули на любом этапе жизненного цикла системы.
Ниже мы расскажем об алгоритмах, разработанных и подключенных на рассматриваемом объекте уже после внедрения системы.
Механизм дифференцированных тревог
Сообщения о тревогах относятся к базовому функционалу системы доступа – очевидно, что оператор всегда должен знать о чрезвычайных ситуациях на объекте, например, проникновении злоумышленника. Но при запуске системы в многоэтажном офисном здании, с более чем 250 точками прохода и огромным числом помещений, стало ясно, что стандартный механизм не обеспечивает желаемой эффективности. Тревожных сообщений накапливалось слишком много, и их анализ занимал определенное время. А ведь в ряде случаев на такое сообщение требуется практически мгновенная реакция!
Механизм дифференцированных тревог, разработанный специально для заказчика, подразумевал отображение тревожных сообщений, относящихся к разным помещениям, в разных окнах, с разным цветовым и звуковым оповещением. Сообщение может приходить как на стационарный компьютер оператора, так и на смартфон с установленным на нем приложением. Получая оповещение, оператор в ту же секунду понимает, в каком помещении произошло тревожное событие, и насколько оно критично.
Автоматическая блокировка и разблокировка дверей
Ещё один алгоритм, доработанный для данного объекта – автоматическая блокировка и разблокировка дверей по охранным и временным зонам.
Пример 1. Утром, в 6 часов 15 минут, автоматически разблокируются все двери помещений, назначенных для уборки (вход в офис, а также помещения, требующие особой охраны, остаются заблокированы). В 7 часов все двери переходят в стандартный режим работы (вход и выход по считывателю).
Пример 2. В определенные дни недели, с 18:00 по 20:00 в тренажерном зале компании проходят занятия по йоге для топ-менеджеров. В указанный период времени вход в зал блокируется для всех, кроме топ-менеджеров и преподавателей йоги. После окончания занятий вход разблокируется для всех сотрудников компании.
Экстренная блокировка периметра
На поэтажном плане каждого из 15 этажей офисного здания отображена специальная кнопка, при нажатии на которую происходит блокировка всех дверей на этом этаже. В случае, если оператор системы получит сигнал о несанкционированном проникновении, он полностью заблокирует этаж, и злоумышленник не сможет скрыться.
Эвакуация при пожаре: двери откроются при любых обстоятельствах
Для многоэтажного офисного здания с огромным числом сотрудников вопрос пожарной безопасности стоит особенно остро, и функционал, связанный с ее обеспечением, должен быть продублирован на различных уровнях.
Для данного объекта была разработана функция программной разблокировки дверей при экстренной эвакуации. В случае пожарной тревоги все двери разблокируются автоматически (это базовая функция любой системы безопасности). Однако, если по какой-то причине этого не произошло (например, отказала автоматика), оператор увидит сообщение об этом и разблокирует двери, нажав соответствующую кнопку в программном приложении.
Печать на пластиковых картах прямо в офисе
Ещё один важный момент, повышающий уровень безопасности системы доступа – персонализация пластиковых карт непосредственно в офисе организации, без передачи данных третьим лицам.
На объекте, о котором идёт речь, используется ретрансферный принтер компании Magicard (Великобритания). Он обеспечивает фотореалистичное качество изображения – карта выглядит так, как будто её напечатали в специализированной типографии. При этом принтер достаточно компактен и прост в использовании.
Что получил заказчик?
- Надежную систему доступа, рассчитанную на большое число пользователей и стабильно работающую в любых условиях;
- Возможность подключения нового оборудования различных производителей и разного функционального назначения, без остановки системы;
- Широкий функционал, позволяющий решить любую существующую задачу;
- Неограниченные возможности доработки при возникновении новых задач.
Система была спроектирована в 2008 году и запущена в эксплуатацию в 2009. За это время используемые технологии не утратили своей актуальности; несмотря на условия повышенной нагрузки, вопросов по поводу надежности системы и стабильности её работы не возникало ни разу.
Надежность оборудования APOLLO, в сочетание с гибкостью и интеграционными способностями программного комплекса LyriX, позволяет системе стабильно работать в течение 10 лет, постоянно развиваясь.
Ниже приведено кратное описание оборудования и программного обеспечения, лежащего в основе системы.
Оборудование, которое не подведёт
Центральным элементом решения являются контроллеры APOLLO (США). Основной характеристикой APOLLO является непревзойденная надежность; среднее гарантированное время безотказной работы оборудования составляет более 2’000’000 часов. Для специалистов, работающих в сфере безопасности, слова «APOLLO» и «надёжность» являются синонимами, что и определило выбор оборудования. Кроме того, контроллеры обладают мощным функционалом, позволяющим реализовать базовые функции СКУД непосредственно на аппаратном уровне.
Идеальное программное обеспечение для объектов с особым статусом
«Мозговым центром» системы доступа стал программный комплекс LyriX, разработанный для крупных, филиальных объектов и объектов с особым статусом. Чем LyriX отличается от конкурентов?
- Повышенная надежность благодаря различным специализированным механизмам (отделение ядра системы от консоли и базы данных, «горячее резервирование» и т.д.)
- Широкие интеграционные возможности, позволяющие подключать практически любое оборудование от различных производителей и с различным функциональным назначением.
- Индивидуальная настройка интерфейса под конкретную организацию и даже под различные группы операторов внутри одной организации обеспечивает удобство использования, облегчает процесс обучения и снижает число ошибок.
- Возможность доработки функционала под задачи заказчика. LyriX – это российский продукт, и при необходимости специалисты могут выехать на объект, ознакомиться с проблемой, помочь настроить работу решения и даже дописать отдельные функции, в которых появляется необходимость на конкретном объекте.